Первые выводы контроля за ремонтом дорог

Первые выводы контроля за ремонтом дорог

На нашем митинге в апреле этого года мы много говорили про контроль за состоянием и ремонтом дорог, а после этого совместно с общественной палатой начали долгую и муторную работу по контролю на всех этапах дорожного ремонта. Сейчас можно с уверенностью сказать, что первые плоды наших действий уже есть.


Региональной группой общественного контроля за ходом ремонта дорожного покрытия для выполнения поставленных задач совместно с Министерством информационных технологий и связи Кировской области разработана интерактивная карта, на которой размещена информация о планируемых, выполняемых в настоящее время ремонтных работах и участках дорог, находящихся на гарантии.


С начала июня было произведено более 30 выездов на осуществляемые ремонты. По итогам проверок был выявлен ряд недостатков и нарушений по организации и проведению ремонтных работ как со стороны Заказчиков, так и Подрядчиков:

1). Зачастую в местах производства ремонтных работ организацией, проводящей работы, не принимаются должным образом меры по ограждению таких мест в соответствии с требованиями ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог»:

  • Не устанавливаются, либо не своевременно устанавливаются временные дорожные знаки, сигналы, светофоры, ограждающие и направляющие устройства, временная разметка проезжей части, объезд ремонтируемого участка;
  • Не ограждаются, либо не своевременно ограждаются места работ при помощи щитов, барьеров, стоек, вешек, конусов, шнуров с цветными флажками, сигнальных огней.

2). На месте производства ремонтных работ зачастую отсутствует инженерно-технический персонал, ответственный за выполнение требований по организации движения в местах производства дорожных работ в соответствии с требованиями ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог», за хранение и заполнение необходимой документации в соответствии с требованиями ВСН 19-89 «Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог».

3). В большинстве случаев были выявлены факты некачественного выполнения ремонтных работ, не соответствовавших СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги.

  • Проведение некачественного фрезерования: наличие выбоин, ям.
  • Некачественная подготовка поверхности к укладке асфальта: наличие пыли, грязи, влаги.
  • Основной розлив жидкого битума осуществляют на поверхность сеткообразным способом, допуская пропуски и разрывы. Согласно требованиям, обработка производится на всю сплошную поверхность по норме 0,3-0,5 л/м 2.
  • В отдельных случаях вызывает сомнение качество используемого материала (асфальта)
  • Проведение отсыпки съездов с ремонтируемого участка полотна на прилегающие территории производится не сразу, либо вообще не выполняется. Зачастую Подрядчик не выполняет данный вид работ, ссылаясь на отсутствие условий в контракте по данному вопросу, что является нарушением формирования аукционной документации.

Кроме выездов на ремонты рабочая группа проанализировала конкурсную документацию и контракты, размещенных Заказчиками на официальном сайте государственных закупок zakupki.gov.ru. Всего было проанализировано 77 контрактов, из них 14 – муниципального образования «Город Киров», 21 – муниципальных образований Кировской области (районы), 42 контракта по ремонту дорог межмуниципального значения.

В ходе анализа документаций о закупке и порядка проведения торгов, Региональной группой не было выявлено процессуальных нарушений федерального законодательства. Однако, в результате анализа заключенных контрактов и проектов контрактов по актуальным конкурсам (аукционам) был выявлен ряд потенциально проблемных моментов, нуждающихся в рассмотрении и корректировке.


  1. Отсутствует единый подход к установлению гарантийных сроков.

В ряде случаев устанавливается единый гарантийный срок на все виды работ – 48 месяцев (Пример: контракты, заключенные в 2016 г. МО «г. Кирово-Чепецк»).

В других ситуациях, в контрактах установлены различные гарантийные сроки от 6 до 36 месяцев в зависимости от выполняемых видов работ (Пример: аукцион №0140300040816000600 от 20.04.2016 г. МО «Город Киров»).

При ремонте областных дорог, в соответствии с нормативной базой Министерства транспорта РФ, устанавливаются гарантийные сроки на разные виды работ от 4 до 8 лет.

Кроме того, ряд контрактов по ремонту улично-дорожной сети включает в себя работы по содержанию дорог, но по факту, согласно Приказу Министерства транспорта РФ N 402 от 16 ноября 2012 года «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», часть этих работ относится к ремонту дорожного покрытия и в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ от 07.05.2003 N ИС-414-р «О введении в действие гарантийных паспортов на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них» должна иметь иной гарантийный срок (Пример: муниципальный контракт № 2016.100928 от 31.05.2016 г. МО «Город Киров»).

ВЫВОДЫ:

  1. Необходимо, в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ
    N 402 от 16 ноября 2012 года «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», считать абсолютное большинство работ по укладке асфальта как ремонт, имеющий гарантийные сроки, а не как содержание дорог.
  2. Рекомендуем по действующим контрактам заключить дополнительное соглашение в соответствии с ч. 7 ст. 95 Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», устанавливающее различные гарантийные сроки на ремонт и содержание дорог, фактически выполняемые в рамках одного контракта, в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ от 07.05.2003 N ИС-414-р «О введении в действие гарантийных паспортов на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них».
  3. Рекомендуем, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внести изменения в документацию о закупке в части гарантийных обязательств по выполняемым видам работ, с учетом действующих Приказа Министерства транспорта РФ N 402 от 16 ноября 2012 года «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» и Распоряжения Минтранса РФ от 07.05.2003 N ИС-414-р «О введении в действие гарантийных паспортов на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них».
  4. Рекомендуем при формировании конкурсной (аукционной) документации не объединять в один лот работы по капитальному ремонту, текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог.

  1. Отсутствует единый подход по установлению порядка выявления и устранения гарантийных дефектов.

Согласно анализу контрактов, во всех случаях в МО «Город Киров» Подрядчик самостоятельно выявляет недостатки выполненных работ в течение гарантийного периода. Устранение недостатков, выявленных в гарантийный период, осуществляется на основании ведомости дефектов, согласованной с Заказчиком.

Применительно к областным дорогам действует иной порядок. Например, если в гарантийный период Заказчиком установлено, что выполненные Подрядчиком работы – ненадлежащего качества, Заказчик оформляет Акт выявленных дефектов, в котором указывает дефект (замечание) и срок устранения.

Из практики МО г. Кирово-Чепецк, гарантии предоставляются на весь объем выполненных работ и материалов. Если в период гарантийной эксплуатации обнаруживаются недостатки выполненных подрядных работ, то Подрядчик безвозмездно устраняет недостатки в разумный срок, установленный соглашением сторон.

ВЫВОДЫ:

Необходимо внести изменения в конкурсную документацию в части возложения обязанности по выявлению гарантийных дефектов не на Подрядчика, а на Заказчика.

Установить единые подходы по контролю Заказчиками хода выполнения работ, предусмотрев возможность участия в контроле надлежащим образом уполномоченных представителей общественности (на основании Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и иных нормативных актов, регулирующих общественный контроль).


  1. Укрупнение лотов по ремонту улично-дорожной сети. Установление предельно допустимых федеральным законодательством размеров обеспечения заявок и размеров обеспечения контрактов.

Администрация МО «Город Киров» при осуществлении значительной части закупок объединяет в один лот работы на участках улиц, расположенных в различных частях города, что, в свою очередь, увеличивает начальную (максимальную) цену контракта, ужесточает обеспечительные меры и, как следствие, ведет к ограничению количества участников закупки. Пример: электронные аукционы на право заключения контрактов на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети МО «Город Киров» с начальной (максимальной) ценой контракта 150 млн. руб. (извещение №0340200003316001685 от 06.06.2016.) и 65 млн. руб. (извещение №0340200003316001955 от 20.06.2016.)

В 2015 году объем контрактов МУПП «Гордормостстрой» составил 87 % от общего числа заключенных контрактов с МУП «Дирекция дорожного хозяйства
г. Кирова». В свою очередь, согласно результатам проверки Контрольно-счетной палаты Кировской области, МУПП «Гордормостстрой» передает работы для выполнения по субконтрактам субъектам малого и среднего бизнеса.

По актуальным аукционам на ремонт улично-дорожной сети предусмотрено максимальные обеспечение исполнения контракта (30% от НМЦ) и обеспечение заявки (5% от НМЦ). Таким образом, если НМЦ контракта 150 млн. руб., то обеспечительные меры составят 45 млн. руб. + 750 тыс. руб.; при НМЦ 65,8 млн. руб., обеспечительные меры – 19,7 млн. руб. + 329 тыс. руб.

Вышеизложенное дает основание полагать, что укрупнение лота способствует ограничению конкуренции.

В то же время, при невысокой начальной (максимальной) цене контракта и минимальном обеспечении исполнения контракта при проведении электронных аукционов велика вероятность демпинга, появления недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и, как следствие, несвоевременное и некачественное исполнение контракта.

ВЫВОДЫ:

  1. Для развития рынка дорожного строительства и совершенствования конкуренции на стадии планирования закупки необходимо определить оптимальное значение начальной (максимальной) цены контракта и проанализировать необходимость объединения/разъединения лотов.
  2. В соответствии с п.6 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливать обеспечение исполнения контракта не более 10-15% от его начальной (максимальной) цены.

  1. В контрактах не конкретизируется порядок входного контроля и контроля на месте выполнения работ

В качестве положительного примера можно привести г. Кирово-Чепецк, где в конкурсной документации прописаны отдельными условиями виды контроля, порядок его осуществления (перечень обязательной Исполнительной документации; лабораторное обеспечение выполняемых работ; порядок осуществления входного контроля качества применяемых материалов; операционный контроль при выполнении работ; инспекционный контроль выполнения работ.

ВЫВОДЫ:

1.                Необходимо включать в конкурсную документацию дополнительные условия по видам контроля, порядка его осуществления в соответствии с требованиями ВСН 19-89 «Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог»


  1. В проектах контрактов и заключённых договорах на выполнение работ по текущему содержанию улично-дорожной сети (ямочный ремонт), до начала выполнения работ Подрядчиком не предусмотрено согласование с Заказчиком:

– участка дороги, подлежащему текущему содержанию в рамках контракта;

– вида и объема выполнения работ по текущему содержанию на конкретном участке дороги.

В связи с чем, по мнению Региональной группы, со стороны Заказчика осуществляются слабое планирование объёма работ (выявление участков, подлежащих ремонту, расчет объема работ, определение необходимого вида работ) и учет выполненных объёмов в рамках заключённого договора на работы по текущему содержанию улично-дорожной сети.

ВЫВОДЫ:

  1. Включать в контракты по текущему содержанию улично-дорожной сети (ямочный ремонт) предварительное согласование схем, планируемых к ремонту участков дорог, с указанием координат участка, вида работ, объема и стоимости его выполнения, до начала проведения работ.

 

 

comments powered by HyperComments
Почему в этом году не отремонтировали просп. Строителей и другие улицы | Виталий Брамм
2016-08-30 13:34:56
[…] Мы уже писали, что нашей рабочей группой (Спасибо Роме Титову и ОНФ) был проведен анализ заключенных контрактов и проектов контрактов по актуальным конкурсам (аукционам) был выявлен ряд потенциально проблемных моментов, нуждающихся в рассмотрении и корректировке.Но самое интересное, что заказчик в лице администрации, всегда уповает на профессионализм заказчика — МУПП «Гордормостстрой» и подчеркивает, что никто, кроме него, не справится с ремонтом дорог в городе. С одной стороны, есть и нерадивые подрядчики, но есть и вполне нормальные, готовые работать. Может быть, стоит рассмотреть привлечение подрядчиков из других близлежащих регионов? […]
Logo Header Menu