АТП

Вся правда. Страх и ненависть

Длинный обобщающий текст о критическом состоянии муниципального автотранспортного предприятия, которое является монополистом пассажирских перевозок в городе. Как его пытаются уничтожить и кто это делает уже несколько лет

АТП вся правда

Практически целый год мы писали о проблемах, которые накопились в кировском «Автотранспортном предприятии» (АТП). В преддверии Нового года мы решили обобщить всю информацию в большой материал. В тексте ниже вы можете лично оценить всю компетентную политику в руководстве городскими предприятиями на этом примере.

В ходе экспресс-анализа деятельности АО “АТП” были выявлены следующие факты:

кликни на “плюсик”

Закупка топлива

  • Ограничение конкуренции, путем прописывания в условиях контракта ГОСТ 305-82, который утратил силу и данное топливо запрещено продавать на автозаправочных станциях общего пользования
  • Закупка изначально низкокачественного топлива и поставка “печного” топлива

Кредитная политика предприятия

  • Общая закредитованность
  • Непонятное назначение многомиллионных кредитов
  • Залог муниципальной собственности: недвижимое и движимое имущество
  • Невыгодные условия получения кредита

Закупка товаров и услуг без размещения на сайте госзакупок

  • Дробление закупок на суммы менее 100 тыс. руб. (Закупки, которые приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции)
  • Возможный вывод средств (обнал)
  • Низкое качество закупаемых запчастей и масел

Взаимоотношения с перевозчиками на субподряде

  • Приоритет в маршрутах приближенным к руководству АТП организациям
  • Выплата компании Альянс-авто более 10 млн в год за непонятные услуги по обслуживанию автобуса и троллейбуса
  • Существующая система взимания комиссионных с перевозчиков, работающих на субподряде, за каждый маршрут
  • Многие частные перевозчики до сих пор используют печное топливо. Контроль данного использования не ведется
  • Часть автобусов принадлежит работникам АО “АТП”, которые в некоторых случаях не заинтересованы быстром выходе автобусов с ремонта, потому что отсутствующие ТС АО “АТП” временно перекрываются личными ТС работников АО “АТП”

Состояние имущественной базы

  • Изношенная инфраструктура, вплоть до отсутствующих инструментов и затапливаемых ям в боксах
  • Состояние транспортных средств: быстрые поломки, в связи с некачественными ремонтными работами и использованием некачественных запасных частей 

Деятельность ООО "УК Ленинского района г. Кирова" и ООО "УК Ленинского района", в которых АО “АТП” является учредителем

  • Общая неэффективная деятельность компаний
  • В отношении ООО “Управляющая компания Ленинского района города Кирова” введено конкурсное производство
  • По арбитражным делам ООО “Управляющая компания Ленинского района” является ответчиком на 1,1 млрд рублей за последние 12 месяцев
  • Постоянно увеличивающаяся задолженность УК перед ресурсоснабжающими организациями, в виду отсутствия поверки общедомовых приборов учета
  • Риск наступления субсидиарной ответственности по обязательствам УК

Закупка топлива

Под видом дизельного топлива Евро-5 в АО «АТП» по завышенным ценам поставлялись низкокачественные нефтепродукты: судовой и топочный мазуты, использование которых приводит к повышенному уровню загрязнения атмосферы.  УМВД по Кировской области

После анализа закупок горюче-смазочных материалов АО “АТП” можно сделать несколько важных выводов, касательно деятельности руководства предприятия, его эффективности, возможном преследовании своих корыстных интересов в ущерб состоянию компании и различного рода злоупотреблениях

Ограничение конкуренции

Предположение, что в каждом из контрактов имелись злоупотребления можно сделать изучив предмет договора и качество товара, которые прописаны в договоре поставки ГСМ. А именно, в каждом контракте прописано, что качество ГСМ должно соответствовать ГОСТ 305-82. Данный ГОСТ утратил силу 1 января 2015 года, а взамен него введен в действие ГОСТ 305-2013. Топливо, выпускаемое по этому стандарту, не соответствует Техническому регламенту Таможенного союза. Оно предназначено для дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Его запрещено продавать на автозаправочных станциях общего пользования. Топливо имеет ужасающие экологические характеристики (содержание серы до 2000 мг/кг). Таким образом мало того, что само топливо не годится для заправки автобусов компании АТП, так еще и преднамеренно именно его прописывают в условиях контрактов. Сделано это, на наш взгляд, для ограничения конкуренции на торгах.
ГОСТ 2

Объем закупок

766 млн

Начиная с мая 2014 года по декабрь 2017 года проведено десять закупок 
горюче-смазочных материалов – Дизельного топлива на общую сумму 765,97 млн рублей. Если взять во внимание факт поставки “печного топлива” под видом топлива стандарта ЕВРО-5, то мы можем предположить общий объем разницы в цене между заключенными контрактами и рыночной ценой печного топлива и вывести общую сумму по всем закупкам за 3 прошедших года.
закупки атп
атп

Зам. директора АО “АТП” Анатолий Криволапов на данный момент находится под домашним арестом на время проведения расследования. Но глупо было бы думать, что одинокий заместитель мог несколько лет проворачивать схему с поставкой на крупнейшее городское транспортное предприятие печное топливо. Тем более он приходится родственником одному из членов совета директоров АТП и, по совместительству, экс-депутату Кировской городской Думы Сергею Медовикову. Наверное кто-то очень не хочет, чтобы обвиняемыми по делу проходили высокопоставленные должностные лица города (или даже группа лиц). 

98 млн

При сравнении рыночной цены печного топлива с ценой по каждому контракту получается существенная разница – 98 млн. рублей. 2 последних контракта исключаем – в них в условиях контракта прописан ГОСТ Р 52368-2005 (Евростандарт). Предположительно, именно такую сумму можно считать возможным ущербом! 
Примечание: Как вы можете заметить в аукционе от 23.12.2016 произошло изменение наименования объекта закупки – был изменен ГОСТ на Евро-стандарт. Тем не менее наименование осталось прежним: Топливо дизельное Л-0,2-40 ( Л – летнее, 0,2 – содержание серы 0,2 %, 40 – температура вспышки °С), что присуще ГОСТу 305-82. 

Объем закупок АО АТП через сайт госзакупок в 2014 - 2018 годах, млн рублей

Всего 1533млн
Топливо 766млн
Кредиты 579млн
Лизинг 117млн
Страховка 20млн
Другое 7млн

Кредитная политика

579 млн

Общая сумма кредитов, которые взяло АО “АТП” с начала 2014 года, составила 465 266 000 руб., сумма переплаты по этим обязательствам составляет 113 864 040 руб.

  • Сумма кредита, млн руб.
  • Проценты по кредиты, млн руб.

Цель кредита, указанная во всех договорах: пополнение оборотных средств (приобретение ТМЦ, сырья,материалов, выплата заработной платы, оплаты налогов, расчеты с поставщиками за товары, выполненные работы и оказанные услуги и прочие). При этом, если ранее необходимость получения кредитных средств объяснялось руководством АТП покупкой новых транспортных средств, то с 2016 года ни одной единицы техники не приобретено, а динамика получения кредитов положительная. Только в 2017 году предприятие получило 130 млн руб. кредитов, сумма переплаты по которым составит 32,5 млн рублей. Реальное назначение данных средств на данный момент неизвестно.

По всем кредитным обязательствам залогом выступает муниципальное имущество, находящееся в собственности АО “АТП”. На данный момент большая часть движимого и недвижимого имущества находится в залоге. По всем кредитным договорам процентная ставка варьируется от 14 до 24 % годовых. Во всех контрактах победителем являются коммерческий банк “Хлынов” и АО “Первый Дортрансбанк”.

ЗАЙМЫ В МУПах 55 млн

Кроме коммерческих кредитов в АО “АТП”  существует практика займов в организациях, прямо или косвенно собственником которых является МО “Город Киров”. Так в 2014-2015 гг. были оформлены займы на сумму 55 млн рублей в своих (АТП – учредитель) Управляющих компаниях: 17 млн в ООО “УК Ленинского района г. Кирова г. Кирова” и 38 млн в ООО “УК Ленинского района”.  На данный момент право требования долга 17 млн УК1 уступило в УК2 и затем в КДУ-3. На 38 млн заключили мировое с рассрочкой платежы на 1,5 года. Кроме этого займы осуществлялись в ООО “Электронный проездной” (более 32 млн за 2015-2016 гг), МУП “Горэлетросеть” (15 млн в 2015 году), МУП гостиница “Вятка” (14 млн в 2015 году) и МУП магазин “Спорттовары”

Управляющие компании

На данный момент АО “АТП” является учредителем двух управляющих компаний: ООО “Управляющая компания Ленинского района” и “Управляющая компания Ленинского района города Кирова”. Их неустойчивое финансовое состояние может также негативно сказаться на учредителе. Оценка деятельности данных организаций заслуживает отдельного  разбирательства, ввиду накопленных проблем в хозяйственно-технической, экономической деятельности и огромной социальной значимости данных организаций.

смхема коммун

В отношении ООО “Управляющая компания Ленинского района города Кирова” введено конкурсное производство, а Прокуратура Ленинского района, в ходе проведенной проверки, усматривает составы преступления, предусмотренные статьёй 196 УК РФ – Преднамеренное банкротство. По арбитражным делам ООО “Управляющая компания Ленинского района” является ответчиком на 1,1 млрд рублей за последние 12 месяцев.

250 млн

Помимо этого, в виду отсутствия поверки общедомовых приборов учета, сумма задолженности УК перед РСО значительно выросла в 2016-2017 гг и продолжает увеличиваться. По последней информации руководителя УК поверка 120 приборов учета проведена в сентябре-декабре 2017 года. Но по информации из других источников на данный момент в 292 домах установленные ОДПУ утратили статус коммерческих, т.о. собственникам в этих домах был выставлен общегородской норматив с сентября 2017, который выше индивидуального норматива в 2,5 – 3 раза.  Всего из-за данных действий/бездействия руководство УК нанесло ущерб ориентировочно на 250 млн руб., в т.ч. бюджету города на 55 млн (В УК примерно 17-19% – фонд города и области). Даже при благоприятном стечении обстоятельств и решительных действиях УК, поверка приборов учета займет значительное количество времени. Таким образом из-за халатной деятельности руководства причинен значительный ущерб, как самим организациям, так и МО “Город Киров” и собственникам помещений в многоквартирных домах.

При решительной политике по взысканию задолженности со стороны кредиторов, УК рискует уйти в процедуру банкротства, при этом присутствует риск возложения субсидиарной ответственности по обязательствам на компанию учредителя – АО “АТП”, что может крайне негативно сказаться на финансовом положении организации и всей транспортной политике города Кирова.

Эти факты являются результатом субъективной: умышленной корыстной, халатной или некомпетентной деятельности руководства АО “АТП”, ООО “УК Ленинского района г. Кирова” и ООО “УК Ленинского района”. Перечень фактов может измениться в результате более детальной и подробной ревизии деятельности АО «АТП». Для более ясного понимания причин появления таких негативных фактов деятельности АО «АТП» необходимо в ходе ревизии выявить целый ряд моментов, которые позволят подтвердить характер деятельности руководства АО «АТП». В ходе ревизии необходимо поставить перед проверяющими следующие задачи:

По закупке топлива:

Определить по документам, кто готовил и подписывал данный документ, каковы мотивы и оправдания, сравнить оптовые цены на момент покупки. Насколько законно и целесообразно прописывались требования к качеству топлива в закупочной документации и приложены документы о качестве топлива к контракту?

По кредитам и займам:

Определить целевое назначение каждого кредита и займа, кем принималось решение о получении (выдаче) кредита и займа, с превышением полномочий или без, с кем согласовывалось получение (выдача) кредита и займа – из совета директоров или из администрации города Кирова (Залог муниципального имущества и выдача займов предполагает согласование), на что расходовался, какова финансовая эффективность от получения кредита или выдачи займа.

По закупке товаров и услуг без размещения в единой информационной системе сведения о закупке товаров (сайте госзакупок) по 223-ФЗ:

Имеются документы, обосновывающие дробление закупок, мотивы дробления, кто принимал решение о дроблении, чем руководствовался, какова финансовая эффективность закупок малыми суммами (обычно при малых суммах происходит удорожание)? Посмотреть насколько цена малых закупок больше, чем оптовые цены, если более 10%, то можно смело искать вывод средств и откат.

Определить по документам, кто готовил и подписывал данные документы, каковы мотивы и оправдания? Имелись требования к качеству запчастей и масел в закупочной документации и приложены документы о качестве запчастей и масел к контракту?

По взаимоотношениям с перевозчиками на субподряде:

Какие автобусы на какие маршруты выезжали? Какие доказательства того, что приоритет в маршрутах приближенным к руководству АТП организациям: объективные – родственные или деловые связи, перевод финансовых средств, или только на уровне слухов? Возможно, кто-то готов дать показания или объяснения? Проверить экономическую обоснованность услуг расходов, какими документами это обосновано? Проверить реальность оказания услуг. Здесь необходимо работать со свидетелями и документировать показания.

Система взимания комиссионных на первый взгляд в перевозках оправдана. В то же время необходимо оценить, что выгодно самому выполнять эти рейсы или отдавать на субподряд? Если выполнять самому выгоднее, то что сделано для увеличения маршрутов, выполняемых собственными силами? Имеется план увеличения таких маршрутов, как он выполнялся? Также необходимо четко установить какое количество средств получало АО “АТП” при передаче обслуживания маршрутов на субподряд, насколько эти суммы целесообразны и какова финансовая эффективность от получения данных средств.

По взаимоотношениям с перевозчиками на субподряде:

Общая неэффективность должна быть задокументирована на основе финансового анализа показателей. Возможно в отношении ООО “Управляющая компания Ленинского района города Кирова” конкурсный управляющий это сделал. Если этот анализ слишком формальный и поверхностный и не дает ответы на возникшие вопросы, например время начала неэффективной деятельности, как те или иные операции повлияли на эффективность деятельности АО «АТП», то необходимо провести повторный анализ. По документам будет видно, кто и под каким предлогом выводил средства из организации и является конечным бенефициаром всех операций. Возможным следствием появившихся доказательств может стать привлечение к субсидиарной ответственности руководителя и(или) других контролирующих лиц и бенефициаров, как в процедуре банкротства, так и по результатам уголовного дела.

Всё описанное выше должно лечь в основу дотошной проверки на муниципальном предприятии. Именно из-за преследования своих личных, пакостных, корыстных интересов в нашем городе настолько всё плохо, почти в каждом направлении.

Очевидно, что сегодня «АТП» находится на грани финансового краха. А вместе с ним и все пассажирские перевозки в городе Кирове. И это – один из главных итогов работы команды бывшего главы города Владимира Быкова.

Logo Header Menu